Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.

Опера Любовь к трём апельсинам

Композитор: Сергей Прокофьев | Режиссер: Филипп Григорьян | 12+

Описание и фото

Продолжительность: 2 часа 25 минут с одним антрактом
Премьера: 2021 год
Либретто: Сергей Прокофьев по одноименной драматической сказке Карло Гоцци. Версия Филиппа Григорьяна и Ильи Кухаренко
Музыкальный руководитель постановки: Артем Абашев
Режиссёр-постановщик, художник-постановщик: Филипп Григорьян
Художник по костюмам: Влада Помиркованая
Художник по свету: Сергей Васильев
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Хореограф: Анна Абалихина
Драматург: Илья Кухаренко
Место действия — научная лаборатория. Действующие лица — ученые, озадаченные идеей преображения человека, ради которой они денно и нощно трудятся над секретным проектом под кодовым названием «Принц»…

В постановке режиссера Филиппа Григорьяна и дирижера Артема Абашева опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» предстает в образе «научпоп-комедии». Зритель может обнаружить здесь стилистические переклички с сериалом «Доктор Кто», фильмами «Форма воды», «Вспомнить всё», «Пятый элемент» и отечественной традицией научно-музыкальной комедии — фильмами «Весна», «Чародеи» и другими кинокартинами.

Одну из своих самых популярных опер Сергей Прокофьев писал на переломе исторических эпох: сюжет по мотивам итальянской сказки Карло Гоцци ему подсказал режиссер Всеволод Мейерхольд еще в России, а к сочинению композитор приступил уже в Америке, куда уехал от гражданской войны. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку и передать в ней причудливые сюжеты итальянской комедии масок, Прокофьев вместе с тем апеллировал к идеям русского дореволюционного театра. Что не мешает этой опере быть актуальной и в наши дни.
Действие происходит в вымышленном государстве в середине прошлого века, в одном закрытом научно-исследовательском институте

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостям института, среди которых журналисты, военные и представители научного сообщества, демонстрируют завершающую стадию сенсационного эксперимента. Глава института (Король) полон оптимизма, однако эксперимент проваливается. Фрагменты искусственно созданного существа не срастаются в единое целое. Начинается скандал. Гости спорят о природе неудачи, пока их не просят временно покинуть лабораторию.

Глава института в отчаянии выслушивает Панталона и его сотрудников. Появляются Челий и Моргана и со своей стороны пытаются разобраться в природе ошибки. Они напоминают Королю о нейрофизиологических возможностях смеха. Панталон воодушевлен этой идеей и пытается привлечь к эксперименту Труффальдино. Король нехотя соглашается и просит организационной помощи у Леандра. Тот изо всех сил сопротивляется поручению, но Король настаивает.

У себя на академической даче Челий и Моргана горячо спорят о ходе эксперимента, но аргументы Морганы оказываются убедительней. Тем временем в лаборатории правоту Морганы обнаруживает и Король, в процессе перепроверки формул. Панталон и Леандр коротают время за игрой в «дурака». Лаборанты наблюдают за начальством.

Клариче, мечтающая занять место главы института, отчитывает Леандра за неэффективность. Он должен любыми средствами помешать успеху проекта «Принц». Для этого он тайно заправляет систему «мертвым знанием». Взамен Клариче обещает Леандру брак и повышение по службе. Леандр не против этих перспектив, но его также влечет красотка секретарша Смеральдина. Клариче узнает об их связи и жаждет мести. Однако Смеральдина умело превращается из соперницы в союзницу. Она выступает тайной посыльной Морганы, которая странным образом решила играть на стороне заговорщиков.

Труффальдино, получивший повышение и допуск к главному объекту эксперимента, входит в лабораторию и пытается разобраться с поставленными перед ним задачами. Нейрофизиолог Нинетта приходит в ужас от его самонадеянности и некомпетентности. Однако именно Труффальдино обнаруживает диверсию Леандра. Нинетта в растерянности и пытается остановить дальнейшие манипуляции, однако ее успокаивает и уводит Челий. У Труффальдино всё готово к новой «смеховой» стадии эксперимента.

Гостей возвращают в демонстрационный зал и подвергают «Принца» испытанию смехом. Все варианты шуток, предложенные Труффальдино, не ведут к желаемым результатам. Тогда Моргана, находящаяся в этом же зале в неузнаваемом обличье, берет инициативу в свои руки. Ее гипотеза оказывается верной, и все части искусственно создаваемого существа под кодовым названием «Принц» срастаются под воздействием смеха. Руководство, сотрудники и гости института готовы праздновать победу, однако Моргана настаивает на том, что испытания Принца еще не закончены и ему предстоит путешествие в искусственно сконструированную реальность. Там Принцу будет предложено самостоятельно найти ответы на самые судьбоносные вопросы. Клариче и Леандр поражены «предательством» Морганы, но еще не сломлены.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В системе искусственно сконструированной реальности возникают неполадки, и она требует настройки. Челий вызывает из рубки специалиста-кибернетика Фарфарелло. Тот нехотя отчитывается, ссылаясь на тот факт, что все бразды правления теперь у Морганы и она отдает распоряжения.

Принц идет по иллюзорной пустыне в поисках загадочных Трех Апельсинов. За его путешествием наблюдают и помогают Труффальдино и Челий. Последний пытается предупредить Принца о подвохах и опасностях этой авантюры, но не убеждает его прервать поход. Труффальдино получает от Челия волшебный бантик, который может помочь усмирить страшную Кухарку в замке Креонты.

Кухарка — это одно из воплощений Челия в пространстве искусственной реальности. Апельсины из ее кладовки — это портал в подсознание самого Принца.

В итоге манипуляций с бантиком Труффальдино и Принц похищают апельсины. Но теперь Принц задумывается над значением фразы: «Влюбись в три апельсина!» В своем стремлении понять тайную природу своих желаний, он начинает обретать способность менять искусственную реальность. И его сознание визуализирует три последовательные догадки.

Первая и вторая его гипотезы оказываются нежизнеспособными, а третья является почти точным ответом на поставленные Морганой вопросы. Все присутствующие сотрудники института с удивлением видят, как сознание Принца формирует в качестве смутного объекта желания вполне узнаваемую коллегу из института. Только Моргана не до конца удовлетворена этим впечатляющим результатом. Она подменяет образ возлюбленной, созданный Принцем, на другой — более эффектный.

Этот демарш Морганы начинает раздражать даже Челия, который вступает с ней в темпераментный спор. И на этот раз он оказывается победителем, не без помощи лаборантов.
На финал этой стадии эксперимента приходит посмотреть глава института и приглашенные гости. Несмотря на давление, Принц не соглашается на подмену и продолжает настаивать на своей версии счастья. Диверсия Леандра, Клариче и Смеральдины обнаружена, однако это уже не может помешать счастливому финалу. Их ждет увольнение, а счастливых влюбленных — уютная академическая дача.

Рецензии в СМИ

Награды и номинации

  • Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» 2022
    Премии:
    • Лучшая работа художника по костюмам
    • Лучшая работа художника по свету
    Номинации:
    • Лучший спектакль в опере
    • Лучшая работа дирижера
    • Лучшая работа режиссера
    • Лучшая женская роль (Лариса Келль)
    • Лучшая мужская роль (Гарри Агаджанян)
Made on
Tilda